Межрегиональный краеведческий проект "Стромынский тракт"

Межрегиональный краеведческий проект «Стромынский тракт»

Стромынская дорога (Стромынка, Большая стромынская дорога, Стромынский тракт и пр.) – одна из старейших сухопутных дорог России, соединявшая Москву Юрьев-Польской, Суздаль и Владимир, известна ещё с периода удельных княжеств. Считается, что сложилась она в 12-13 вв. и что название её связано со Стромынским монастырём (ныне село Стромынь Московской области), около которого она проходила. В 15 веке она почти потеряла своё значение, перешедшее к Владимирской дороге (Владимирке).

Москвичам хорошо известны метро Щёлковская и Щёлковское шоссе. Знают они, конечно, и улицу Стромынку, и Стромынский переулок. Но вряд ли  многие знают о древнем Стромынском тракте. Да и начинался он не в Москве, маленьком тогда пограничном городке, а в столичном Суздале, где до сих пор, как и в Москве, имеется улица с таким же названием Стромынка. Этот тракт был самым главным во Владимиро-Суздальской земле. Уже после возвышения Москвы вблизи тракта Сергием Радонежским основано два монастыря  - Благовещенский Киржачский и Успенский Стромынский.

В проекте можно выделить четыре части: организационную, описательную, исследовательскую и практическую. Организационная часть касается определения основных направлений работы и её конечных целей, составления примерного плана комплексного исследования, привлечения к работе над проектом краеведов из разных регионов, т.е. формирования творческого коллектива и распределения пунктов работы.

 В описательной части  - обширное вводное описание (историко-географическое, инженерно-техническое и пр.) существующей дороги от Москвы до Суздаля и о Шуи, включающее  в него  практически все придорожные деревни, сёла, посёлки и города с памятниками истории и культуры, реки и ландшафт, промышленность (если есть и ту, которая была).

Исследовательская часть проекта – это натурное исследование современного состояния трассы, природы и населения возле трассы, измерения интенсивности движения, оценка характера грузопотоков и пропускной способности. Это возможные микро раскопки на местах прежнего расположения Стромынского тракта, обмеры, фиксация старых «русел». Это и поиски материалов в архивах, это и анализ найденных ранее известных материалов, конечным итогом которых должно явиться составление обобщающего исторического и географического очерка нашего тракта.

Практическая часть проекта – это то, что может быть использовано и реализовано по предложениям участников проекта. Например, предложения по установке памятных знаков, памятников, памятных досок, беседок, мест отдыха, благоустройство исторических и природных уголков. А также составление монографии и атласа Стромынского тракта, путеводителя по тракту, планы экскурсий, план «музеефикации» тракта. Это можно назвать «туристофикацией» дороги, тем более, что этот тракт пересекается с «Золотым кольцом» России. В туристический и паломнический обиход входит уникальный, но недостаточно освоенный в указанных отношениях район Владимирского ополья.

 

 

 


Карта сайта